История Федерального агентства специального строительства (Спецстроя России) берет начало с 31 марта 1951 года, когда Постановлением Совета Министров СССР № 1032-518 сс/оп было создано Управление строительства № 565.


Его первой задачей стало сооружение первой в мире зенитно-ракетной системы противовоздушной обороны вокруг Москвы — «Беркут». «Реализация масштабного проекта подразумевала строительство боевых позиций зенитно-ракетных комплексов, кольцевых дорог, военных городков и баз хранения оружия, — рассказывает ветеран Спецстроя России, генерал-лейтенант запаса Николай Куманяев. — В полевых условиях, в обстановке строжайшей секретности происходило становление мощной, мобильной и высокопрофессиональной организации, ставшей основой военно-строительного комплекса страны».

«С середины 1950-х годов в истории Спецстроя открылась новая страница, посвященная развитию авиационно-космической отрасли и обеспечению ядерного паритета в холодной войне, — вспоминает Николай Васильевич. — В кратчайшие сроки спецстроевцы возвели производственные комплексы и конструкторские бюро, позволяющие России и на сегодняшний день удерживать ведущие позиции в исследовании космоса и авиастроении. В их числе объекты, благодаря которым уже в 1970-1980-е годы реализовывались космические программы «Энергия-Буран», «Союз-Аполлон», «Салют-М», «Салют». Спецстрой превратился в уникальную строительную структуру, создающую объекты особой значимости, сложности и качества».

Работа велась в тесном взаимодействии с трестом «Спецмашмонтаж» Министерства монтажных и специальных строительных работ, образованным в 1957 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР как специализированная организация для выполнения работ по монтажу основного технологического оборудования и конструкций на объектах Министерства обороны и космического комплекса. АО «Спецмашмонтаж» и ныне является ведущей организацией, имеющей высокий рейтинг и устойчивое положение в отрасли специального строительства на космических, оборонных и специальных государственных объектах.

С начала 2000-х годов основными заказчиками Спецстроя являлись Минобороны, Роскосмос, Росатом, Минпромторг, Минтранс, МВД, ФСБ и ряд госструктур. Наибольшая часть объема подрядных работ выполнялась в интересах Министерства обороны РФ.

Объекты оборонно-промышленного комплекса

Спецстроем России возведены объекты различного назначения по заказу Министерства общего и среднего машиностроения, для судостроительной, электронной, авиационной и других отраслей промышленности. В их числе: НЦЛСК «Астрофизика», Красногорский завод имени С.А. Зверева, Головное системное КБ Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А.А. Расплетина, Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца, Машиностроительное КБ «Факел» имени академика П.Д. Грушина, Ленинградское оптико-механическое объединение, Государственное машиностроительное КБ «Радуга» имени А.Я. Березняка, Ижевский машиностроительный завод, Морской НИИ радиоэлектроники «Альтаир», ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, Судостроительный завод «Северная верфь», Северное производственное объединение «Арктика».

Объекты авиационной промышленности

За прошедшие годы специалистами Спецстроя построены сотни зданий и сооружений для ведущих КБ страны: А.Н. Туполева, В.М. Мясищева, С.В. Ильюшина, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, П.О. Сухого, С.А. Лавочкина, И.И. Топорова, М.Л. Миля, Н.И. Камова. На счету Спецстроя — строительство градообразующего предприятия города Верхняя Салда — корпорации ВСМПО-АВИСМА, крупнейшего в мире производителя титана для нужд авиакосмической индустрии, являющегося стратегическим поставщиком изделий из титана для более чем 300 компаний в 48 странах мира, включая авиастроительные компании Boeing, Airbus, Snecma, Rolls-Royce и другие.

Развитие промышленного потенциала страны

С середины XX века Спецстрой — активный участник создания объектов атомной отрасли, машиностроения, электронной и пищевой промышленности, предприятий стройматериалов.

Благодаря возведенным объектам, стало возможным проведение фундаментальных научных исследований в области физики, химии, биологии, были созданы сотни промышленных предприятий, производящих продукцию различного назначения.

Выстроены объекты атомного комплекса в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах, включая Железногорский горно-химический комбинат, НИТИ имени А.П. Александрова и Ленинградскую атомную электростанцию в Сосновом Бору, Петербургский институт ядерной физики имени Б.П. Константинова в Гатчине, сооружения по отгрузке и хранению отработанного ядерного топлива в Архангельской области, Всероссийский институт легких сплавов, комплекс НИИ в Черноголовке Московской области.

Дороги и мосты

История дорожного строительства, осуществляемого Спецстроем, началась с дорожно-строительных дивизий ГУШОСДОРа МВД СССР, производивших прокладку дорог системы ПВО «Беркут», дорожно-строительных бригад, строивших автодороги в приграничье Казахстана, Забайкалья и Дальнего Востока, а также дорожно-строительных формирований, созданных для развития дорожно-строительной сети Нечерноземья.

Дорожно-строительные воинские формирования создали тысячи километров автодорог, проложили 6 тысяч водопропускных труб, соорудили более 300 мостов. В активе — строительство автодорог регионального и федерального назначения: М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-58 «Амур», включая дороги, проложенные в горной местности, тайге и тундре.

Аэродромы

Взлетно-посадочные полосы — гарантия качества на десятилетия. Среди них — тренажерный комплекс НИТКА для летчиков палубной авиации в Ейске, военные аэродромы в Кореновске, Крымске на Кубани, в подмосковном Чкаловске, аэродромы «Североморск-1», «Приволжский», взлетно-посадочные полосы для стратегической авиации в Энгельсе, Воронеже, гражданские аэродромы на Камчатке. Одним из знаковых объектов по модернизации ВВС явился аэродром ГЛИЦ имени Валерия Чкалова в Ахтубинске.

Нефтегазовый комплекс

В рамках «Программы газификации Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев», направленной на обеспечение природным газом юга Дальнего Востока от нефтегазоконденсатных месторождений шельфа Сахалина, в 2006 году Спецстрой ввел в эксплуатацию магистральный газопровод «Сахалин — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск» протяженностью 445 км. В 2008 году завершено создание опорной газотранспортной сети Хабаровского края: в эксплуатацию ввели 300 км газопровода.

Восстановительные работы

Специалисты участвовали в восстановлении объектов жизнеобеспечения в Чеченской Республике, в Южной Осетии.

При ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций спецстроевцы возводили здания федеральных органов исполнительной власти в разрушенном городе Невельске на Сахалине. Восстанавливали жилые дома, пострадавшие в 2011 году от взрывов боеприпасов на 102-м арсенале в Пугачево под Ижевском.

В 2013 году сотрудники Спецстроя России приняли участие в восстановительных работах по защите Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре от наводнений. Укрепили береговую полосу и отсыпали дамбы протяженностью более 9 км, было завезено и уложено более 98500 куб. м.

В рамках Федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009-2014 годы» в Петропавловске-Камчатском были проведены работы по реконструкции и сейсмоусилению 35 жилых домов и 9 объектов социальной сферы, введен в эксплуатацию микрорайон из 17 жилых домов.

Ключевые руководители Спецстроя России

Мальцев Михаил Митрофанович

Золотаревский Николай Иванович

Мартынов Валерий Васильевич

Туманов Александр Васильевич

Аброськин Николай Павлович

Нагинский Григорий Михайлович

Волосов Александр Иванович

Источник

От Admin