Москва. 11 июня. — Государственная зерновая компания создана на подконтрольной РФ части Запорожской области для формирования госфонда зерна, сообщил «Интерфаксу» глава временной администрации региона Евгений Балицкий.
«Мы создали свою зерновую компанию, она государственная. Взяли в управление несколько объектов — Акимовский, Молочанский, Токмакский открытого типа, Пологовский элеваторы. На ВКС обратились к заместителю председателя правительства РФ Марату Хуснуллину о выделении 7,5 млрд рублей на 500 тысяч тонн. Мы пока еще не получили решение, вопрос на согласовании», — сказал Балицкий.
Планируется, что компания будет закупать зерно у фермеров, а принадлежать оно может РФ.
«Деньги российские, зерно будет российское. Потому что нам все равно, кто выступит покупателем. Главное, чтобы фермер продал и получил деньги. Причем, продал не дешевле 150 долларов за тонну. Эта та цена, которую мы сегодня отстаиваем, она средняя по Краснодару для фуража 3 и 4 класса», — уточнил глава администрации.
По его словам, это решение позволило бы решить сразу три важные задачи. «Первая — даем возможность развития сельскохозяйственного кластера нашей области. Вторая — решение вопроса наступающего продовольственного кризиса. Третья — мы даем мощный посыл, что Россия здесь надолго, если здесь хранит свой зерновой запас на достаточно большую сумму», — сказал Балицкий.
Рассматривается возможность закупки как урожая прошлого года, так и будущего. Остатки прошлогоднего урожая составляют примерно 1 млн тонн. Сбор нового начнется через две недели.
«4,5 млн тонн зерна еще будет разных видов — злаковые, масличные культуры. Урожайность будет высокая. Правда, посеялись от 60 до 80% фермеров», — добавил Балицкий.
Зерно, которое сейчас экспортируется из подконтрольной РФ части Запорожской области, принадлежит фермерам, сообщил Балицкий.
«Если остался (фермер) на земле, он его и продает, кому считает нужным. Даже если уехал, продает по доверенности. Ни одного случая изъятия зерна, продовольственного урожая любых форм собственности у нас не зафиксировано. За этим следим жестко», — сказал он.
По словам Балицкого, к концу апреля остаток урожая зерновых прошлого года составлял почти 1,5 млн тонн, на данный момент он уменьшился примерно до 1 млн тонн. Для экспорта используется автомобильный и железнодорожный транспорт в направлении Крыма.
Балицкий уточнил, что для перевалки используются в основном порты, которые принимают 50-тысячные сухогрузы, — Севастополь, Крым, Феодосия, Кавказ. «Зерно продается в портах или напрямую на Ближний Восток через Турцию», — пояснил собеседник агентства.
Запорожский порт Бердянск и донецкий Мариуполь могут быть использованы для транспортировки, но менее удобны из-за обслуживания небольших сухогрузов, добавил он.
21 февраля президент России Владимир Путин подписал указ о признании независимости Донецкой и Луганской народных республик. 24 февраля он объявил о начале специальной военной операции на Украине. В настоящее время Херсонская область полностью находится под контролем российских сил, а Запорожская — частично.
Железнодорожное сообщение между Запорожской областью и Крымом возобновилось 7 июня, когда отправился первый за восемь лет поезд с зерном. По словам замглавы временной администрации Андрея Трофимова, составы для грузовых перевозок получены из России.
Железнодорожные перевозки на территориях Херсонской и Запорожских областей осуществляются железнодорожными администрациями этих территорий.