Оборудование. Архивное фото
МОСКВА, 23 дек — РИА Новости. Россия в уходящем году, по словам главы Минцифры Максута Шадаева, наконец, достигла цифрового суверенитета. Этим она обязана не столько усилиям отечественных игроков, сколько уходу всех западных.
Год стал для отрасли в буквальном смысле слова отрезвляющим — за несколько месяцев всем пришлось осознать, что ни современной микроэлектроники, ни достойного «софта» по многим направлениям в России просто нет, да и сами знаменитые русские айтишники не спешат оставаться на родине.
Участники рынка единогласно называют год самым тяжелым за всю историю, а отрасль — самой пострадавшей от геополитики. Но несмотря ни на что, ей удалось не просто выжить, но и продвинуться вперед.
Table of Contents
День независимости
События этого года для российского IT, как и для многих других секторов экономики, начались не 1 января, а 24 февраля. После начала специальной военной операции отрасль пережила глубокий шок: один за другим мировые гиганты стали объявлять об уходе. Всего за месяц рынок покинули Cisco, SAP, Oracle, IBM, TSMC, Nokia и Ericsson, а также Samsung и Apple. Демарш затронул абсолютно всех: от мобильных операторов до крупных государственных компаний.
«Наиболее пострадали те сектора и те компании, которые очень активно работали с западным бизнесом. Например, те, кто ставили программно-аппаратные комплексы IBM, у которых софт работает только на «железе» от компании», — считает ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Замещая западных партнеров, российские специалисты стали строить «технологический суверенитет». Для его достижения в России были созданы площадки для поиска отечественных альтернатив зарубежных IT-решений — так называемые индустриальные центры компетенций, ИЦК.
«Теперь разработчики софта могут идти по пути замещения популярных и востребованных зарубежных продуктов, тем более, что их в этом старается поддержать государство», — пояснил аналитик MForum Analytics Алексей Бойко.
Но отрасли предстоит еще многое наверстать. И хотя IT-сегменты, активно работавшие над замещением иностранного софта, в этом году росли ускоренными темпами, основной вызов 2023 года — это работа в условиях, когда многие технологии стали недоступны или дороги, подчеркнул гендиректор аналитической компании «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. «Импортозамещение решит только часть этих вопросов», — добавил он.
Найти и вернуть
Февральские события напугали не только западные компании, но и российских айтишников — они начали массово покидать страну: по разным оценкам уехали от 50 тысяч до 250 тысяч человек. «У нас было две волны: одна весной, и вторая осенью, она даже, наверное, была побольше. Но первая волна успела наполовину вернуться, и потом вторая волна частично захватывала тех же», — напоминает президент группы InfoWatch Наталья Касперская.
Удерживать бегущих с корабля власти решили невиданными доселе «плюшками»: грантами на разработки, ипотекой под 5%, льготными кредитами и отсрочкой от частичной мобилизации, начавшейся осенью. Часть специалистов вернулась, но пока все еще около 100 тысяч остаются за рубежом, хоть в подавляющем большинстве и работают на Россию в дружественных странах, рассказывал Шадаев.
Эксперты сходятся во мнении, что в 2023 году отечественным компаниям придется научится работать с сотрудниками, живущими за рубежом.
«Поскольку тренд на удаленную работу будет расти, как и тренд на мультизанятость, эти два новых понятия уже скоро станут для нас новой нормальностью. И позволят перевести вопрос работы с уехавшими в более спокойную и менее политизированную плоскость», — поясняет генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.
Художественный фильм «украли»
После 24 февраля против России была развязана «кибервойна»: с самого начала конфликта Украина сформировала добровольческую «IT-армию», которая совершила ряд DDoS-атак на крупные российские компании, информационные агентства, а также госсектор. Так, в первом полугодии число DDoS-атак на российские компании выросло в 15 раз, посчитали в компании StormWall.
«Часто компании атаковали шифровальщики, которые не требовали выкуп за восстановление данных – их основной целью было уничтожение информации и репутационный ущерб», — заявил главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов.
Небывалого масштаба в этом году достигли и утечки данных, часто происходившие из-за легкомысленного отношения компаний к защите собственной инфраструктуры. Суммарный объем персональных данных россиян, попавших в этом году в открытый доступ, превысил 1,5 миллиарда записей, отмечает эксперт Kaspersky Threat Intelligence Юлия Новикова.
Власти обеспокоились не на шутку и начали прорабатывать законодательство для ужесточения наказаний за утечки. Роскомнадзор стал следить за ходом расследований в компаниях, а Минцифры предложило накладывать на них оборотные штрафы.
К концу года из-за масштабных «сливов» данных и введенных правительством мер, спрос на киберзащиту в России вырос более чем втрое. Это привело к тому, что активность хакеров уменьшилась: в первые две недели декабря число DDoS снизилось в три раза по сравнению с концом ноября, отметили в StormWall. Хакеры осознали, что прорвать оборону не так-то и просто. Это грозит тем, что в наступающем году атаки станут более сложными и продуманным, единодушны эксперты.
Новые русские
На фоне событий на Украине отечественные и западные компании, работающие на российском рынке, столкнулись с санкционным и репутационным давлением. Это заставило их отгородиться от «токсичных» активов.
Первым стал южноафриканский холдинг Naspers — он продал свою долю в «Авито». Затем его структура — голландский Prosus — вышел из состава акционеров холдинга VK. На данный момент на стадии реструктуризации находятся «Вымпелком» (бренд «Билайн») и «Яндекс». Их материнские компании собираются передать бизнес местному топ-менеджменту.
«Тренд на миграцию иностранных активов, начавшийся в 2022 году, к сожалению, скорее будет усиливаться в 2023 году», — считает директор маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ Наталья Кузнецова. По ее словам, на данный момент эта тенденция сдерживается принятыми правительством России ограничениями на выход иностранцев из национальных активов.
«Яндекс» в 2022 году прошел тернистый путь: осенью компания была вынуждена передать VK контентные платформы «Дзен» и «Новости», которые на протяжении долгого времени были визитной карточкой холдинга. Далее последовала реструктуризация. Для ее успешного разрешения руководство «Яндекса» привлекло в компанию на экс-главу Счетной палаты Алексея Кудрина. Он стал советником по корпоративному развитию компании.
«Крупные компании провели необходимые изменения, поэтому громких уходов с рынка в 2023 уже не будет. Оставшиеся средние и мелкие компании ждут смягчения ограничений, сократили или временно приостановили бизнес»,- добавляет Кузнецова.
ЧБД: что будет дальше
Если в уходящем году перед отраслью стояло много трудновыполнимых задач, то наступающий станет если не переломным для цифровой сферы, то точно покажет, как будет развиваться рынок в России в ближайшие десять лет, сходятся во мнении эксперты.
В отрасли все еще остро стоит проблема с высококвалифицированными специалистами, однако аналитики отмечают, что дефицит кадров на российском рынке будет всегда.
«Скорее всего, нехватка затронет качественных специалистов среднего и высшего звена, а также младших сотрудников со специальным уровнем знаний», — делится прогнозом глава центра карьеры Skypro Светлана Шиманская. При этом отток IT-специалистов из России прекратится в 2023 году, считает Касперская.
Ситуация с иностранными вендорами обстоит сложнее. Они не будут возвращаться в Россию напрямую — взаимодействие будет проходить через третьи страны, считает Муртазин. «Кризис слишком масштабный, и потерять такой большой рынок, как российский, они не могут себе позволить. Поэтому закрывают глаза и возвращаются», — подчеркнул он.
Вывод очевиден: IT-отрасль только выходит на путь цифрового суверенитета, но больше не боится остаться в технологической изоляции. Иностранцы уже сейчас пытаются вернуться на российский рынок, а в 2023 году эта тенденция будет только усиливаться, и молодым Кулибиным придется соперничать с глобальными мастодонтами. В это же время государство и крупный бизнес будут на стороне отечественной продукции, которой только еще предстоит доказать свою профпригодность.
«Будет сложно. Но когда было легко?» — резюмирует руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников.