Далекое частное облако

облако

Частное облако — актуальная модная тема.
Если вам до сих пор не пытались продать облако, то готовтесь — скоро начнут. Нинче продавать виртуализацию — вчерашний день(по крайней мере так считают вендоры).
Пора начинать продавать облака. Всем, кто хоть немного знаком с темой облачных вычислений и сервисов, известно, что облака бывают 3-х видов — публичные, частные и гибридные.
Публичные облака представляются внешним провайдером.Частное облако — строится внутри компании.
А гибридное облако — некое сочетание двух пердыдущих, в котором часть ИТ-сервисов предоставляется внешними
провайдерами, а часть обеспечивается внутренними ресурсами.

 

ВНУТРЕННИЙ ПРОВАЙДЕР

Давайте зайдем с другой стороны и начнем с фразы «Присмотритесь к тому, что делают провайдеры облачных услуг.
На определенном этапе вы сами станете таким провайдером». Давайте разберемся и ответим на вопрос, что же делают провайдеры облачных услуг? Начнем с того, что они предоставляют определенный набор сервисов. То есть, сервис-провайдер имеет определенный набор сервисов, с четко описанными свойствами, гарантиями предоставления и расценками. Иначе это называют каталог сервисов. Если речь идет о предоставлении сервисов(а облако — это именно средство предоставления ИТ-сервисов), то без каталога сервисов все это не имеет смысла. Именно состав каталога сервисов определяет архитектуру, применяемые технологии и показатели доступности для конкретного облака. В этом смысле очень показательны слова Тома Биттмана: «Организуйте управление вашего дата-центра в соответствие с предоставляемыми сервисами. Сфокусируйтесь на каталоге, создайте портфели сервисов, определите стратегию развития сервисов и новые возможности, предоставляемые облаком«. Второй момент, который необходимо отметить — сервис-провайдеры стремятся уменьшить накладные расходы, чтобы быть как можно более рентабельными. Третий момент — сервис-провайдер имеет пул неких ресурсов, и клиентам представляется доступ к определенному их количеству.
Причем предоставляются эти ресурсы в строгом соответствии с условиями, прописанными в каталоге сервисов.
Ну и последнее — сервис-провайдеры берут деньги за свои услуги. Это очевидно, не правда ли?.
Но это означает то, что провайдер должен иметь автоматизированную систему, которая сможет подсчитать количество потребленных услуг за период в разрезе клиента, выставить счет, а в идеале — еще и обеспечить проведение акций, предоставление льгот и так далее(биллинг)

 

ЧАСТНОЕ ОБЛАКО-ДЛЯ КОГО?

Итак, что мы имеем? Мы определили, что сервис-про-вайдер (кстати, не только про-вайдер «облачных» услуг, но и просто любых ИТ-услуг), для того, чтобы быть рентабельным должен:
•    составить каталог унифици-рованных сервисов;
•    иметь высокую степень ав-томатизации и оркестровки внутренних процессов;
•    использовать виртуализацию для поднятия отдачи от обо-рудования;
•    иметь необходимый пул ре-сурсов для удовлетворения растущих потребностей кли-ентов;
•    предоставить пользователям -возможности для самообслу-живания
иметь возможность подсчитывать потребленные ресурсы и выставлять счета.

Теперь можно ответить на вопрос, какое отношение это имеет к ИТ-департаменту предприятия,
банка или компании. Этот список определяет базовые технологии и системы, входящие в состав облака, и необходимые ИТ-департаменту организации для его построения.

Представленный набор технологий определяет, для какого размера и зрелости компании имеет смысл рассма-тривать вариант построения частного облака.
Грубо гово¬ря, чем больше компания, чем больше инфраструктура и чем более в ней формализованы процессы, тем больше смысла для ИТ-департамента в идее построения частного облака.
Трудно провести четкую зависимость, но, например, для компании с 10-ю серверами и составом ИТ-отдела в 3 челове-ка,
задача построения частного облака не то, что не решается — она просто не имеет смысла.
С другой стороны, для крупно¬го холдинга, с распределенной структурой, сотнями серверов и частично централизован-ными сервисами, построение частного облака вполне может быть обосновано.
Если же спуститься с небес на землю, и посмотреть на ста-тистику Forrester (опять-таки для западного рынка), то кар-тина получается показатель-ной. И это, заметьте, опрос ком¬паний, которые заявляют, что строят частное облако.
•    Половина из респондентов не собирается инвестировать в средства автоматизации, и только 21% собирается поку-пать такие средства в течение года.
•    Только 11% предоставляют средства для самообслужива-ния и 62% проявляют к ним интерес, но не собираются их использовать.
•    Средства выставления счетов для пользователей (биллинг) не собираются использовать 68% респондентов.
То есть теория теорией, а практика показывает, что по-строение частного облака -дело долгое, и четкого, обще-принятого плана действий для этого процесса нет.

 

ЭКОНОМИКА ОБЛАКОВ
То, что частные облака, это скорее выбор крупных корпораций, так же подтверждается и экономическими соображениями. В своем подробном обзоре «Экономика облаков», компания Microsoft сделала несколько выводов. Для начала, сравнение ТСО (Total Cost of Ownership) для сервера в частном и публич-ном облаке.
Из приведенного графика видно, что ТСО сервера в публичном облаке даже для крупной компании в 10 раз ниже, чем в приватном.
Причина, по которой публичное облако сможет предложить стоимость ниже, чем в, частном облаке, одна — экономика масштаба.  Т.е. используя гибкое перерас-пределение нагрузки, распре-деленную архитектуру и более сбалансированные затраты на обслуживание, провайдеры облачных сервисов способны предложить более качественные услуги по более низким ценам.  Для небольших же компаний, ТСО серверов в частном облаке будет в 40 раз больше, чем в публичном.
Это говорит о том, что частное облако попросту не экономично для компаний SMB сектора.Причем в америке этот сектор включает в себя такие компании, которые у нас входят в разряд крупных.

 

ПРОГНОЗ — ОБЛАЧНО
Итак, какие можно сделать выводы?
Можно свести выводы к нескольким моментам:
-построение частного облака имеет смысл рассматривать только очень крупным компаниям, по меркам нашей страны(с количеством серверов от нескольких сотен), скорее холдингам с распределенной инфраструктурой и желание предоставлять некоторые централизированные и формализированные ИТ-сервисы
-компании небольших и средних размеров будут использовать старые технологии, в сочетании с облачными сервисами от внешних провайдеров, несмотря на опасения, связанные с безопасностью информации.
-переход крупных компаний к облачным инфраструктурам будет занимать несколько лет, на протяжении которых старые технологии будут использоваться в сочетании с внутренними и внешними облачными сервисами.
Переход будет сопровождаться обязательной формализацией процессов и предоставляемы сервисов, централизацией и консолидацией ИТ-ресурсов.
Двигателями такого движения будут выступать факторы скорее организационные и экономические.

Автор статьи: Валентин Елисеев

Valentin Eliseev

По материалам журнала ITPartner